Кингисепп-сегодня.рф
Меню навигации

Новости Кингисеппа

 
 
Новый путь развития Ленобласти основан на автомобилестроении и строительстве
ПОПУЛЯРНОЕ ВИДЕО

Публикация 24.10.12 | Прочтений публикации 29387 0 комментариев за

Фото: Яндекс.Картинки
- Александр Юрьевич, о необходимости разработать такую концепцию Вы заявили еще при своем вступлении в должность 28 мая. Но подобный документ в Ленобласти уже был утвержден пару лет назад. Чем он Вас не устроил, чем вызвана необходимость новой концепции?

- Может быть, я резко скажу, но та концепция была профанацией. Не было в ней конкретики, она никак не была привязана к схемам территориального развития муниципальных образований, к тем федеральными программам стратегического развития, в которых участвует Ленинградская область. Поэтому мы посчитали, что такой документ нам нужен абсолютно новый - более приземленный, более конкретный, который четко увязывался бы не только с нашими желаниями, но и с программой развития Северо-Запада, учитывал интересы наших муниципальных образований. К работе мы пригласили Центр стратегических разработок "Северо-Запад" и плюс к ним иностранного партнера /финскую компанию Finnish Consulting Group Ltd/, чтобы его глазами посмотреть на развитие Ленинградской области. Надеемся, документ будет серьезный. И потом, насколько я помню, та концепция создавалась без широкого обсуждения. А мы уже на первом этапе проводим "мозговые штурмы" - обсуждаем ее с бизнесом, муниципальными образованиями, журналистами. Дальше хотим вариант, который появится, опубликовать для всенародного обсуждения.

- В тезисах, которые представил ЦСР "Северо-Запад", говорится, что экономическая база области сосредоточена в секторах, не являющихся инновационными точками роста... Несмотря на успешное развитие Ленинградской области в 2000-е годы, этот позитивный этап в настоящее время сменяется. Вы согласны с такой точкой зрения?

- Они смотрят все-таки немножко вперед. Мы считаем, что в ближайшие 5 лет транзит и логистика будут продолжать служить источниками роста. Разработчики хотят сказать, что Ленинградская область получила свое развитие именно как транзитный регион. Когда в предыдущие годы говорилось о большом притоке инвестиций, это на самом деле означало Балтнефтепровод, стройки, связанные с "Транснефтью", со строительством "Северного потока", с реконструкцией железнодорожных подходных путей и автомобильных дорог федерального значения, строительством портовых сооружений. Более 40 процентов инвестиций у нас было в логистическую транспортную систему. Эти инвестиции рано или поздно закончатся. Построим мы новую автомобильную дорогу Санкт- Петербург-Москва, отстроим портовые сооружения, 3 и 4-ю нитки "Северного потока", завершим реконструкцию Октябрьской железной дороги... все это через 5 лет закончится. Поэтому разработчики и говорят о том, что нужно делать ставку на иные производства.

И мы это уже делаем. В Усть-Луге, например, планируем на площади почти 4 тысячи гектаров развить промышленную зону, где будут сосредоточены современные перерабатывающие предприятия — и машиностроения, и химические, и иных отраслей. Это абсолютно нормально — как в Роттердаме, в других крупных портах, где есть портовая зона и производственная. Будем во всех муниципальных районах развивать инженерно подготовленные производственные площадки, потому что это тоже точки роста. И, конечно, нужно переориентироваться на более современные, инновационные производства. И мы, в принципе, к этому готовы.

Здесь несколько направлений. Первое — это автомобилестроение. Ленинградская область сегодня становится одним из центров автомобилестроения в России. У нас не только есть завод "Форд", но появляются уже с десяток предприятий, которые производят автокомпоненты: компания "Евродиск" в Кингисеппе, "Йура Корпорейшн" в Ивангороде - пластмассовые детали, завод "Нокиан Тайрес" во Всеволожске, производящий шины. Уже приходят предприятия, которые будут производить всевозможное электронное оборудование, - "Бош", "Сименс". Второе направление, традиционное для нас, - это производство современных строительных материалов - открываются и керамический завод, и кирпичный завод, и цементный. Норвежский концерн "Йотун" начал строить завод по производству лакокрасочных изделий. Третье направление, по которому мы включены в эксперимент вместе с Санкт- Петербургом, - создание фармацевтического кластера. Сегодня уже работаем с венграми, с рядом других компаний - будем производить лекарственные препараты. Следующее направление — это развитие Петербургского института ядерной физики им.Б.П. Константинова РАН, то есть развитие современных ядерных технологий, использование современных материалов. Не случайно свой инновационный центр мы размещаем рядом с этим институтом в Гатчине. В ближайшие годы туда будет инвестироваться, по самым предварительным подсчетам, около 20 миллиардов рублей. Ну, и традиционно для Ленинградской области — это химическое производство. Будет запущен гидрокрекинг — глубокая переработка нефти в Киришах. Будет строиться производство сжиженного газа в районе портовых сооружений. Ожидаем, что у нас будет построен еще один, как минимум, целлюлозно-бумажный комбинат. Причем это будет именно гигант. И, в любом случае, одной из точек роста будет строительство складской логистики. В ближайшее время ожидается бум этого строительства, потому что Питер просто задыхается от всякого рода мелких складов, и надо выводить их из города. К нам уже пришли с десяток крупных игроков в этой сфере бизнеса. Они будут обеспечивать приемку, растаможку, сортировку товара. И не только для Петербурга, но и для всей России.

- Самой концепции еще нет, но есть техническое задание к ней. И при чтении этого документа обращает на себя внимание, что поставлена задача разработать не столько социально-экономическую, сколько чисто экономическую концепцию. Так, например, инвесторам — изучению их желаний, ожиданий, самочувствия - посвящено несколько страниц пунктов и подпунктов. А вот слова "качество жизни" в отношении людей встречается один раз, про демографию, если и упоминается, то только с точки зрения трудовых ресурсов. Создается впечатление, что экономика - ради экономики, а не ради людей.

- Возможно, перекос существует, можно это обсуждать. Но нам сейчас главное построить "локомотив", который потащит социальный "состав". Насколько мощным будет этот локомотив, столько социальных "вагонов" и сможем прицепить? Социальных программ у нас много - и долгосрочных целевых, и ведомственных. Только не можем ни одну из них на 100 проц профинансировать. Поэтому если мы эту концепцию отстроим и будем понимать, куда нам двигаться, сколько налогов мы будем получать, уж социальную-то составную часть отработаем. Тем более, эта работа идет параллельно с разработкой схемы территориального планирования, а там как раз основной акцент социальный — где и сколько строить школ, детских садов, больниц и так далее.

- Сильные стороны Ленинградской области известны — это ее транзитное расположение, приграничное положение со странами ЕС, достаточно квалифицированные кадры и так далее. А какие у региона есть уязвимые места или то, что сейчас модно называть "вызовами", с которыми предстоит столкнуться и их преодолевать?

- Первое - нет баланса в трудовых ресурсах. Нет его и из-за демографического провала конца 90-х - начала 2000-х годов, и из-за отсутствия взвешенной политики по подготовке кадров. Тогда вообще готовили кадры, которые нам не нужны - юристов, бухгалтеров, менеджеров, а нужны люди совсем других профессий. Говорить об этом начали года четыре назад, но проблема еще не решена. Существенный фактор - это неравномерность развития территорий, который сказывается на том, что у нас идет отток населения с дальних территорий. Люди уезжают в поисках лучшей жизни. 240 тысяч жителей области работают в других субъектах Федерации. При том, что около 40 тысяч рабочих рук не хватает здесь. Далее: очень сложная ситуация сегодня с инженерными сетями. Если мы хотим в ближайшее время активно развиваться, то нужно пересматривать свою тарифную политику. И во всех тарифах, начиная от канализования до энергетики, четко закладывать инвестиционную составляющую и четко ее отслеживать, чтобы часть средств, которые монополисты получают, была направлена на создание новых мощностей. У нас уже сейчас сдерживается развитие Ломоносовского и Всеволожского районов из-за нехватки объемов по водопотреблению и водоотведению. Заявлено уже больше десятка проектов, которые пока не реализуются из-за отсутствия техусловий. Также один из минусов - это объем газификации Ленинградской области. Он сейчас составляет 53 с небольшим процента, а для такой современной области, с таким интенсивным развитием это очень маленький процент. И как следствие - проблемы в теплоэнергетике, в том, что связано со стоимостью тепла, с его качеством. Ну, и конечно, очень серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся, - состояние жилищно-коммунального хозяйства, износ сетей. В ближайшее время сюда нужно очень серьезные инвестиции вкладывать, возможно даже, перетягивая их из других сфер.

- Существуют два внешних фактора, которые сказываются на Ленинградской области, быть может, даже сильнее, чем вступление России в ВТО или мировой экономический кризис. Первый из них — соседство с Санкт-Петербургом...

- Да, наличие рядом мегаполиса влияет на многие наши качественные показатели. Только недавно мы начали расти по уровню потребления населением. И только лишь потому, что часть сетевой торговли из Санкт-Петербурга ушла на территорию Ленинградской области, то есть стала учитываться как покупательная способности и доходы населения в области. До этого был парадокс: люди зарабатывали деньги у нас, а тратили их в Санкт-Петербурге. И теперь у нас один из самых высоких темпов роста расходов на душу населения в Российской Федерации. Наличие мегаполиса сказывается во всем. С одной стороны, - положительно, потому что это огромный потребительский рынок. И многие инвесторы, которые приходят в Ленинградскую область, - те же голландцы, немцы, которые вложили огромные средства в наш птицепром, - они ориентируются, прежде всего, на рынок Санкт-Петербурга. Или же стройка, которая сегодня идет так интенсивно, что мы входим в первую десятку субъектов по вводу жилья. Но, давайте признаем, что эта "десятка" только потому, что активно строятся многоэтажные дома на границе с Санкт- Петербургом. С одной стороны, для нас это очень важно, это значимый показатель, который контролируется правительством РФ. С другой стороны, это серьезная нагрузка на бюджет Ленинградской области, поскольку, кроме жилья, который там строит бизнес, нужно строить и социальные объекты - школы, детские сады, дома культуры, поликлиники.

Так что в этом соседстве есть факторы как положительные, так и отрицательные. Мы действительно зависим от Санкт-Петербурга. В том числе, Петербург формирует и общественное мнение в Ленинградской области. Возьмем, например, дебаты вокруг мусорных полигонов, вокруг экологии. Их же поднимают не только жители области, но и Петербурга. Лидеры движений "Против захвата озер" или "Защитим Токсовский лесопарк" - не только местные, там есть и лидеры из Петербурга.

Поэтому сказать, чего больше от соседства с Петербургом - плюсов или минусов - очень сложно. Существует много вопросов, которые мы должны решать совместно. И, я думаю, Петербург заинтересован в их решении не меньше, чем область.

- Как складываются эти взаимоотношения сегодня и какими Вы их хотели бы видеть?

- Человеческие взаимоотношения у нас неплохие, и мы с Георгием Полтавченко, губернатором Санкт-Петербурга, по многим вопросам друг друга понимаем. Но единственное, чего на мой взгляд, сейчас не хватает, это чтобы начала работать межведомственная комиссия по решению приграничных вопросов. Мы уже почти полгода об этом говорим и вот, наконец, сформировали ее состав, разработали положение, разработали саму форму соглашения. И, наконец-то, определились с датой - после 5 ноября проведем совместное заседание этой межведомственной группы, где будет присутствовать и Георгий Сергеевич, и я. Потом уже группа будет работать в повседневном режиме.

- Второй фактор — это "федералы" и монополисты, которые связывают с Ленинградской областью свои грандиозные проекты. И не всегда эти планы совпадают с интересами жителей Ленинградской области. Далеко ходить не будем, возьмем последний пример — конфликт вокруг реконструкции участка железной дороги Выборг-Каменногорск. Как защитить интересы простых жителей региона?

- Мы отстаивали и будем отстаивать интересы своих жителей. Просто с кем-то находим взаимопонимание, с кем-то не очень. Например, у нас сложились абсолютно рабочие отношения, и абсолютно правильный подход к решению всех проблем с "Газпромом". По всем работам, которые на нашей территории ведет "Газпром", мы с ними четко определили правила игры - они нам финансируют восстановление дорог, участвуют в программах по строительству социальных объектов, в том числе, спортивных сооружений. Они же участвуют в программе газификации Ленинградской области, они же еще и строят нам газовые котельные. То есть абсолютно партнерские взаимоотношения. Другой положительный пример - наши взаимоотношения с "Росатомом". Они вначале были напряженные, это было связано с вопросами теплоснабжения Соснового Бора, рядом других вопросов. Сейчас отношения выстраиваются конструктивные. То же самое — группа компаний "ИСТ", которая пришла в Тихвин, "Компания Усть-Луга"- они инвестируют и в производство, и в социальную сферу.

Да, с Октябрьской железной дорогой у нас отношения пока не сложились. Сначала получилось так, что мы с ними столкнулись по проблеме компенсации пассажирских перевозок. ОЖД в одностороннем порядке перешла на льготный тариф, но мы его не утверждали и платить компенсацию не будем. Второе: они отказались компенсировать нам убытки от дорог, которые они разбивают. И третье - это абсолютно неуступчивая позиция по реконструкции железной дороги Каменногорск-Выборг. Причем, на участке Лосево- Каменногорск никаких вопросов нет, все документы мы уже подписали, потому что там предусмотрены и пешеходные переходы, и виадуки, то во втором случае ОЖД говорит, что она реконструирует дорогу - и не более того. Ни переезды, ни переходы они делать не будут. В итоге мы приостановили подписание акта выбора земельного участка.

- Говорить об итогах Вам, конечно, еще рано — все только начинается. И все-таки: есть какая-то цель, "вешка", к которой Вы стремитесь как глава региона?

- Если по уровню жизни, по доходам населения мы войдем в первую десятку в РФ, это будет главный показатель. Достичь этого нелегко. Надо признать, есть пока провалы и системе образования, проблемы с детскими садами, домами культуры. Так что, если мы по качеству жизни войдем в десятку, буду считать, что я свою задачу выполнил.

Источник: www.itar-tass.com


КОММЕНТАРИИ (0)
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

    Вы зарегистрированы? Войдите на сайт под своим логином и паролем



Другие публикации:
+ Показать еще

Вернисаж Кингисепп



googleplay appstore


© 2010–2022. Все права защищены и охраняются законом.
Наш тел./факс в Кингисеппе: 8-965-012-07-77
© При копировании материалов с сайта, индексируемая гиперссылка на оригинальный материал обязательна. Тексты, отсутствующие в индексе поисковых систем, копировать категорически запрещено. !2020!
Система Orphus 12
наверх