Около морского порта «Усть-Луга» к 2018 году должен появиться новый грузовой аэропорт. Он мог бы стать крупнейшим cargo-терминалом в России: принимать грузы, идущие на Северо-Запад страны, которые сейчас отправляются через Финляндию. Но проект внезапно затормозился.
Как сообщили в компании, реализующей проект, одно из препятствий находится в Смольном: губернатор Полтавченко выступил против строительства.
Главный перевалочный пункт для авиагрузов, идущих сегодня на Северо-Запад России - аэропорт Хельсинки. Сегодня 67% процентов от его грузооборота (150 тыс. тонн) отправляются в Россию. Аэропорты Прибалтики также работают на Россию: 90% их грузопотока (54 тыс. тонн) идут к нам. Понятно, что прибыль от обработки наших грузов остается у них. Аэропорт «Пулково» способен принимать лишь 30 тысяч тонн грузов в год. Что катастрофически мало. Нужен новый грузовой аэропорт, - говорят участники рынка.
Московская девелоперская компания «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» два года назад попыталась освоить пустующую нишу. Совместно с австрийским концерном Strabag AG она начала разработку проекта по строительству грузового авиахаба в Кингисеппском районе Ленобласти, рядом с грузовым портом Усть-Луга. По словам девелоперов, это масштабный проект по комплексному развитию припортовых территорий, общей площадью около 3000 га. Кроме международного грузового аэропорта, там предусмотрено создание складской и индустриальной зоны, бизнес-парка и жилья. Общие инвестиции в проект – 700 млн евро, срок реализации – 3 - 5 лет.
Грузооборот морского порта Усть-Луга растет как на дрожжах, и уже почти достиг 180 миллионов тонн в год. Возить грузы в порт и из порта приходиться по железной дороге либо фурами - по автомобильной. Обе дороги уже перегружены. Авиационный хаб решил бы проблему. И позволил бы российским грузам летать через Россию, а не через Хельсинки и Ригу.
Гендиректор ММК «Усть-Луга» Михаил Ерофеев сообщил Online812, что компания получила все необходимые согласования на размещение грузового аэропорта в компетентных органах Ленобласти. Но трудности возникли с петербургскими властями, которые, по сути, препятствуют строительству. Речь идет о соглашении, заключенном еще в 2009 году между правительством Петербурга и Ленинградской области в интересах концерна «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющим аэропортом Пулково. Этот концерн строит новый терминал Пулково и управляет им в обмен на обещание властей не строить больше новых аэропортов, которые могли бы в ближайшем будущем конкурировать с Пулково. Соглашение заключено на 31 год и будет действовать до 2040 года. Фактически, это означает, что никаких других аэропортов ни в Петербурге, ни в Ленинградской области до тех пор не появится.
По словам Михаила Ерофеева, его компания направила губернатору Полтавченко письмо с просьбой об «уточнении» соглашения и исключении из него «ограничений, препятствующих созданию грузового аэропорта». Бизнесмены даже провели переговоры с иностранным участником консорциума «Воздушные Ворота Северной Столицы» компанией Fraport, которая подтвердила, что соглашение не распространяется на грузовые аэропорты.
- В данном соглашении необоснованное упоминание грузовых перевозок препятствует не только строительству первого в России специализированного грузового аэропорта, но и формированию на западной границе России крупнейшего мультимодального хаба страны. Кроме того, наш аэродром будет расположен в 96 км западнее аэродрома «Пулково» и имеет удобные подходы с воздушных трасс и выходы на них, и такое расположение будущего аэропорта позволит использовать его в качестве запасного не только для аэропорта «Пулково», но и для аэропортов всего Северо-Западного региона, - пишут бизнесмены Полтавченко.
Но из Смольного, за подписью вице-губернатора Маркова пришел отрицательный ответ. По словам вице-губернатора, спорный документ подписан городом в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по реконструкции Пулкова с концерном «Воздушные Ворота Северной Столицы» и не может быть пересмотрен без письменного согласия этого партнера. А «позиция партнера о нецелесообразности изменения условий ГЧП в данном вопросе остается неизменной», - пишет Марков.
- Это является страшнейшим тормозом! Как развивать авиационную деятельность? – говорит Ерофеев.
По его мнению, соглашение Смольного нарушает антимонопольное законодательство и препятствует развитию конкуренции. Поэтому компания намерена обратиться в ФАС и в суд.
Еще одним препятствием, стоящим на пути первого частного грузового аэропорта может стать новый Воздушный кодекс, который, правда, пока еще не утвержден. Согласно этому документу, аэродромы федерального значения могут находится только в госсобственности. Ерофеев предлагает внести поправки в проект кодекса, разрешающие владеть аэропортам юрлицу, реализующему проект с использованием государственно-частного партнерства. Именно на таких условиях и собираются строить аэропорт в Усть-Луге.
Уст-лужский аэропорт - не единственный в регионе, пострадавший от «запретительного» соглашения, заключенного Смольным. Недавно предпринимались попытки возродить аэропорт «Ржевка», который прежде перевозил более трех миллионов пассажиров в год. Есть проект по строительству аэропорта «Маркизово» в Невской губе. Но все подобные инициативы снизу, по словам бизнесменов, обламываются о непонятное сопротивление региональных властей.
- Почему-то все федеральные власти - за, а местные - против, - говорит гендиректор ОАО «Российская авиакомпания Airlen» Николай Кузнецов.
По его словам, Пулково с двумя взлетно-посадочными полосами уже давно не справляется с нагрузкой. Разговоры о строительстве второго аэропорта в Петербурге идут давно.
- В Москве планируют строить уже четвертый аэропорт, даже в Ростове начали возводить второй. Почему считается, что Петербургу достаточно одного? Объемы перевозок в 17 миллионов пассажиров в год, которые обещает «Пулково» - смешны, по сравнению с аэропортами других городов мира. В среднем, через каждый международный авиаузел проходит за год в шесть раз больше пассажиров, чем население соответствующего города. В Париже аэропорт «Шарля де Голля» перевозит 63 миллиона и аэропорт «Орли» - 32 миллиона. В Лондоне только через «Хитроу» проходят 61,3 миллиона пассажиров и еще через «Гатвик» 30.4 миллиона. А ведь там есть еще два аэропорта - «Стандстед» и Лондон-Сити. Париж, Лондон, Франкфурт и Амстердам перевозят в 10 раз больше своего населения! - говорит Николай Кузнецов.
По его словам, уже сегодня Петербург мог бы принимать 30 миллионов пассажиров, а если учесть пассажиропоток всего Северо-Запада, то более 60 миллионов пассажиров в год.
- Но правительство Петербурга против. Они говорят: «Нам хватит 17 миллионов». Почему город, который стремится развивать въездной туризм, не хочет принимать больше туристов? Монополизм одного аэропорта идет не на пользу региону, - говорит глава авиакомпания Airlen Кузнецов.
Фото с сайта online812.ru
Источник: online812.ru
Читайте также: