Одна из основных проблем обеспечения безопасности водителя и пассажиров при ДТП — уменьшение их перемещения при столкновении. Это можно обеспечить в том случае, когда водитель связан с автомобилем каким-либо удерживающим приспособлением. Одно из наиболее распространённых средств, которое выполняет данную функцию, — ремни безопасности. Общепризнанно, что ремни безопасности являются одним из простых, дешёвых и эффективных средств пассивной безопасности автомобиля.
Многочисленные исследования последствий всевозможных столкновений автомобилей позволили сделать неутешительные выводы. При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием со скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой 2 тонны! В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 кг. Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара они могут получить смертельные травмы головы, ударившись о потолок. Не пристёгнутый пассажир, сидящий посередине, при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло. Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего. Не рекомендуется также класть ноги на панель. Если в автомобиле есть подушка безопасности (Airbag), в момент срабатывания кости ног легко ломаются. Важно отметить, что если в автомобиле установлены подушки безопасности, то использование ремня обязательно, так как если произойдет её срабатывание – она может нанести травмы (даже смертельные) не пристегнутому ремнем водителю или пассажиру, который в момент удара со страшной силой устремляется навстречу выстрелившему «воздушному мешку».
В автомобиле действует принцип коллективной ответственности, если кто-то из сидящих в салоне решил не пристегиваться, то такой человек становится источником повышенной опасности в случае ДТП, так как он может травмировать не только себя, но и других. В момент удара или даже резкого торможения незафиксированный в салоне человек мгновенно ускоряется с такой страшной силой, что никакая реакция, ни крепкие руки или ноги не смогут удержать тело, которое может бросить в любом направлении, даже в сторону вашего соседа, сидящего сбоку, сзади или спереди. А теперь представьте себе неуправляемый снаряд массой 50-100 килограммов, который на огромной скорости летит на вас, например, в голову. Летальный исход обеспечен. Знайте, что тот, кто едет с вами в машине не пристегнутым, – ваш потенциальный убийца.
Особенно серьезные травмы во время столкновений получают дети, сидящие не в детских сиденьях и не пристегнутые ремнями. Согласно статистическим данным, дети, сидящие на штатных сиденьях и пристегнутые обычными трёхточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции. Объясняют это тем, что детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать тяжелую голову, выбрасываемую при столкновении вперед, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, в некоторых странах детей до 12-летнего возраста запрещено пристегивать штатными ремнями, а у нас это не запрещено.
Держать детей на руках тоже нежелательно, так как при столкновении, например, со скоростью 40 км/ч ребенок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 кг. Удержать такой вес, особенно женщинам, вряд ли удастся. А самых маленьких детей – малышей в возрасте до 18 месяцев - лучше всего перевозить в детском сиденье, установленном сзади спинкой вперед. Так при столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм.
Ребенок антропометрически отличается от взрослого, из-за чего невозможно обеспечить прохождение по его телу диагональной ветви ремня точно так же, как по телу взрослого.
Эту задачу решает детское удерживающее устройство ФЭСТ, представляющее собой гибкий эластичный тканевый элемент трапециевидной формы, который посредством крылышек крепится на ветвях ремня безопасности и образует с ним единую конструкцию. Скрепленные между собой устройством ФЭСТ, ветви ремня взаимодействуют с телом ребенка точно так же, как будучи разъединенными - с телом взрослого.
Устройство ФЭСТ универсально для трех весовых групп - 1, 2, 3. Достаточно 30 секунд, чтобы закрепить в устройстве сидящего на автомобильном сиденье ребенка и прямо на нем произвести все необходимые регулировки, которые не нарушатся за время поездки. Для маленьких пассажиров группы 1 устройство ФЭСТ используется в комплекте с лямкой ФЭСТ.
Диагональная ветвь ремня, проходящая по грудной клетке и плечу, передает на них максимальную энергию удара при столкновении или резком торможении. Нижняя часть ремня должна удерживать человека за тазовые кости, но ни в коем случае не за живот. Чем плотнее ремень прилегает к телу, тем выше уровень защиты. Натяжение ремня усиливают преднатяжители. Это необходимо, например, когда под ремнем окажется теплая зимняя одежда. Натянутый ремень позволяет удержать человека в сиденье на самом первом этапе столкновения или резкого торможения.
Уникальность потребительских свойств устройства ФЭСТ заключается в том, что однажды приобретя такое устройство для малыша группы 1 с лямкой, не нужно будет менять его на другие по мере взросления. Сняв лямку, родители будут использовать то же устройство до тех пор, пока рост ребенка достигнет 150 см, и он сможет пользоваться ремнем безопасности, не пристегивая к нему устройство ФЭСТ.
В течение всего времени взросления ребенку, пристегнутому к трёхточечному ремню безопасности устройством ФЭСТ, обеспечивается такой же уровень безопасности, как и взрослому пассажиру, удерживаемому на сиденье тем же ремнем. Более того, уровень безопасности, который сегодня обеспечивает ребенку комплекс из трёхточечного ремня и устройства ФЭСТ, будет только повышаться по мере подключения к ремню высокотехнологичных устройств для его преднатяжения и ограничения натяжения.
Источник: Отдел ГИБДД по Кингисеппскому району
Читайте также: