Идею сокращения продолжительности летних школьных каникул обдумывают в Минобрнауки. Чиновники утверждают, что родители буквально закидали ведомство жалобами. Мамы и папы негодуют: их дети болтаются без дела и портят глаза за компьютерами целых три месяца. А могли бы учиться! Ну, или трудиться. Ведь помимо учебной составляющей в министерстве также обсуждают и идею возвращения в обиход трудовых летних школ. Действительно ли короткие каникулы помогут школьникам не пуститься во все тяжкие? Выдержит ли детская психика увеличение нагрузки? Как сами педагоги относятся к тому, что не успеют толком отдохнуть от своих подопечных? В ситуации попытался разобраться «МК».
«У нас самые длинные летние каникулы в мире!», - заявляет директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова. И добавляет: не только длинные, но и бестолковые. Дети шатаются без дела по улицам, а мозги в это время атрофируются. В результате к первому сентября из головы ученика начисто выветривается всё, что в нее заботливо вкладывали (или с трудом запихивали) учителя в течение прошлого учебного года. К тому же в эпоху гаджетов и повсеместного Интернета за лето ребята умудряются подсадить зрение и осенью вернуться за парты уже в очках. Родители, как уверяют в министерстве, сами уже не рады трехмесячному отдыху своих чад. Уследить можно за первоклашкой. Но что делать, если «малышу» уже лет 15, у мамы отпуск всего месяц, а бабушек-дедушек нет?
Выход ведомство видит в кардинальном пересмотре срока каникул. Предупреждая упреки скептиков, чиновники сразу вытащили из рукава козырь: в СССР так долго никогда не отдыхали! Еще в 30-е годы прошлого века Народный комиссариат просвещения учредил так называемую «пятую четверть». Всё для того, чтобы школьники подключались к всесоюзному процессу индустриализации. Вплоть до 1970-х годов в летнее время ребята должны были трудиться либо на предприятиях, либо на приусадебных участках. Начиная с 1980-х эта практика постепенно сошла на нет, а вот долгие каникулы остались.
Однако отнимать у школьников месяц, а то и полтора вольной жизни одним росчерком пера чиновники, вроде бы, не собираются. «Нам нужны исследования и методические рекомендации, чтобы мы могли принимать здравые управленческие решения и понимать, правильно это или неправильно — самые долгие в мире каникулы», - заявила Зырянова.
Однако и педагоги, и представители родительской общественности, не дожидаясь никаких исследований и методик, уже объявили: это неправильно. Каникулы надо сокращать, нагрузки — увеличивать!
«Один месяц надо заполнить развивающими программами», - считает ректор Международной школы бизнеса Елена Бешкинская, - «На базе школ можно устроить городские лагеря, где дети могли бы заниматься творческими проектами, спортом, обсуждением фильмов и посещением театров». Кроме того, ребята могут сами разбиться в группы по интересам. Кто-то клеит модели самолетов, кто-то печет торты. Главное, чтобы не сидели целыми днями по домам, уткнувшись носами в гаджеты с играми и соцсетями. «Для старшеклассников можно предложить трудовую практику, социально-полезную работу — помощь старикам и инвалидам», - добавляет Бешкинская.
А вот общественники от родителей пока четкую позицию, похоже, не выработали. Исполнительный директор национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская уверена, что сейчас самое время всем родителям включать активность на максимум и участвовать в обсуждении. «Можно писать напрямую в министерство, а можно использовать нас (Ассоциацию) в качестве площадки», - говорит Санатовская, - «Мы соберем все позиции и донесем их до представителей ведомства». Однако при этом в Ассоциациии почему-то заранее уверены, что Минобрнауки примет решение верное, объективное и жизнеспособное.
Зато детские психологи настроены отнюдь не так оптимистично. Как считает профессор МППГУ, заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности, кандидат психологических наук Виктория Юркевич, сама по себе идея сокращения каникул, несомненно правильная. «За три месяца дети полностью выпадают из умственной деятельности, снижают свой уровень», - уверена Юркевич, - «Каникулы сейчас превратились в развлекуху». Однако прежде чем «резать» каникулы, необходимо полностью перестроить образовательный процесс и поменять систему распределения школьной нагрузки. «Сейчас дети в течение учебного года чрезвычайно перегружены по объему заданий, а летом не делают абсолютно ничего», - сетует профессор, - «Это так же ненормально, как если бы человек пять дней в неделю объедался, а потом два дня голодал». Чтобы новая система с короткими каникулами работала без сбоев и не нанесла ущерба здоровью детей, нужна качественно новая схема учебы. Так, в летнее время ребенок должен быть свободен в выборе занятий. Никакой обязаловки. Хочет, занимается макроме, хочет — посещает архитектурный кружок. Главное, чтобы он был занят. Но нагрузка должна идти строго от запросов самого школьника, а не от желания родителей или учителей. Причем перегружать тоже не следует. Одного-двух раз в неделю вполне достаточно. Кроме того, летом надо забыть про оценки. По мнению психологов, это то время, когда мозг должен быть нацелен только на результат: построенный радиоуправляемый самолотик полетел — молодец. Не полетел — переделывай. Но никаких двоек и дневников. Ну а в учебном году надо уменьшать объемы домашних заданий, увеличивая их трудность. Так у ребенка будет постоянно работать голова, но при этом он не будет просиживать за домашним заданием по четыре часа. Психологи уверены, что только взяв на вооружение такую новую систему, можно говорить о сокращении каникул. В противном случае дети от реформы явно ничего не выиграют. Разве что у родителей нервы будут здоровее. Чадо вроде при деле, по улицам не шатается.
«Если при нынешней системе образования просто взять и уменьшить срок каникул, то лучше уж оставить все как есть», - уверена Юркевич, - «Плохого чем меньше, тем лучше!»
Источник: mk.ru (Татьяна Антонова)
Читайте также: