На дворе ноябрь, а мне хочется о мае поговорить… Вернее, о 9 мая. Вернее, об атрибуте этого «праздника со слезами на глазах» - Георгиевской ленточке.
Разговор возник случайно. Нужно было подготовить материал о Георгии Победоносце. Поначалу ничего неожиданного эта работа не предвещала. Драконоборец. Воин. Святой, чтимый в народе издавна. Это я знала и раньше.
По мере ознакомления с материалом выяснилось, что, согласно житиям, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Он стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Но когда начались гонения на христиан, он раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.
Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, грузинских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных святым страданиях. Однако исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к святому Георгию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.
В любом случае, корни легенды о святом Георгии уходят далеко вглубь веков. А точнее – тысячелетий …
Одно из самых известных посмертных чудес святого Георгия - убийство копьём змея (дракона). Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу дочь бейрутского царя, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2).
Образ Георгия – победителя жестокого и беспощадного зла, стал символом светлого начала, поражающего хаос и проявлении внешних разрушающих сил. Наверняка именно поэтому Георгиевский крест (красный крест на белом поле) изображён на гербах и флагах нескольких стран и городов: Англии, Австралии, Греции, Грузии, Милана – как символ того, что государство берёт на себя защиту своих граждан от внешней агрессии.
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу св. Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы.
23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В общем-то, было вполне логично отмечать праздник земледелия и скотоводства в конце ноября: урожай прибран по амбарам и сусекам, а скот давно обосновался на зимний постой – сельскохозяйственный год можно считать законченным, посчитав все прибытки и убытки ушедшего в историю очередного сезона. Наверное, именно поэтому только за неделю до и неделю после этого дня крестьянину, начиная с времен правления Ивана IV Грозного, разрешалось переходить от одного землевладельца к другому. Крестьяне могли уйти от помещика, который был с ними жесток.
А вот Борис Годунов в силу разных причин отменил и этот переход. Такое полное закрепощение не могло не вызвать бурного недовольства крестьянского сословия, но борьба была явно неравной, и в 1649 году Соборным уложением было законодательно подтверждено полное и окончательное закрепощение крестьян. Тогда и родилось выражение "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств. Святого Георгия в народе называли Егорием, поэтому в это же время возникло слово "объегорить", то есть обмануть, надуть…
Как мы видим, образом св. Георгия тесно связан с историей, культурой и языком нашей страны.
Более того: со времён Дмитрия Донского св. Георгий считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким.
Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.
В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.
Обобщая сказанное, отметим: образ св. Георгия, совместивший в себе черты воина, борца за правду и веру, и покровителя тех, кто трудится на земле, неслучайно стал атрибутом государственной символики.
Стала таковым и Георгиевская ленточка. Сколько я ни спрашивала у людей разных возрастов, когда она появилась в России – верный ответа услышала лишь однажды...
Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах.
Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость». Носилась в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца. То есть человек, получивший высокую награду, ДОЛЖЕН был вести себя ВСЕГДА ДОСТОЙНО! Иначе государство, заботясь о своей чести, считало себя вправе награду изъять. Но, по-моему, подобного прецедента не было…
Традиционное толкование символики цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Прочно связалось такое представление с войной. С войной 1812 года: первым полным георгиевским кавалером был Михаил Илларионович Кутузов.
С Первой мировой: тогда единственный раз Георгиевская лента приобрела статус самостоятельной награды. Это произошло в 1914 году, когда за заслуги в проведении мобилизации генерал-лейтенанту А. С. Лукомскому была пожалована Георгиевская лента к уже имевшемуся у него ордену Св. Владимира 4-й степени (сам орден св. Георгия за мобилизацию невозможно было дать по статусу). Таким образом, он стал обладателем уникальной награды — ордена Св. Владимира на Георгиевской ленте. Награду шуточно называли «Владимир Георгиевич».
С Гражданской войной: георгиевские цвета (георгиевские банты, шевроны, ленты на головных уборах и знамена) использовались в различных белых формированиях, в частности, она использовалась на почётной награде Добровольческой армии — знаке «За Ледяной поход» и награде Восточного фронта, знаке «За великий Сибирский поход».
С Великой Отечественной: в продолжение традиций георгиевской ленты в СССР 10 июня 1942 г. года была учреждена «Гвардейская лента». Гвардейская лента использовалась при оформлении нагрудного знака «Морская Гвардия», а также на краснофлотских фуражках (бескозырках). Кроме того, изображение гвардейской ленты размещалось на знамёнах гвардейских объединений, соединений и частей (кораблей). Георгиевской ленты стала лента ордена Славы, утверждённая 8 ноября 1943 г., которая использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С началом акции «Георгиевская ленточка» в 2005 году в российских СМИ советскую «гвардейскую ленту» стали также называть «георгиевской». В отличие от орденской ленты, она выдается всем желающим, которые прикрепляют её к одежде, сумкам и антеннам автомобилей в знак уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз такой акции «Я помню, я горжусь».
… Вот здесь и появились у меня первые сомнения по поводу правомерности прикрепления георгиевских ленточек «к одежде, сумкам» и т.п.
Из каких бы глубин веков ни пришёл к нам образ святого воина – он овеян благоговейным отношением к нему множества людей в прошлом и настоящем.
А история Георгиевской ленты вписана навсегда в золотые страницы русской воинской истории.
… Поэтому мне трудно комментировать приведённые ниже фотографии.
По-моему, они иллюстрируют страшную эволюцию: путь древних образов из народных легенд и преданий, перерастающих в святой символ, в явления, обезображенных современной масс-культурной пошлостью. Почти граничащей с кощунством…
И неважно, май на дворе или ноябрь. И какой год. И какой век… Профанировать то, что связано с русской и мировой историей – не покушаться ли самое святое?
Даже если это всего лишь небольшая ленточка. С цветами дыма и пламени.
С долгой и славной историей…
Материал подготовила: Юлия Петрова
КИНГИСЕПП-СЕГОДНЯ.РФ
Читайте также: