Кто поможет Ивангороду, или как наскрести на погранпереход
ПОПУЛЯРНОЕ ВИДЕО
Фото: Яндекс.Картинки
В середине января в Петербурге с визитом находилась делегация Государственного контроля Эстонской Республики. В ходе визита было проведено заседание с Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, в работе которого приняли участие и выступили Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, первый заместитель Губернатора Псковской области Сергей Перников.
На встрече рассматривался целый ряд вопросов, среди которых особое внимание было уделено увеличению международного транспортного потока и перспективе облегчения или даже отмены визового режима между Россией с Евросоюзом. А это, по мнению специалистов, еще больше усугубит и без того незавидное положение, в котором сейчас находятся жители Ивангорода. Проблема заключается в том, что погранпереход с Эстонией уже давно не справляется с возложенными на него обязанностями. И как результат - центр города «забит» пробками, загазованность улиц превышает все нормы, состояние дорог в связи с непрекращающимся грузопотоком находится в плачевном состоянии. В месяц это примерно 7,5 тысяч легковых автомобилей, следующих из Эстонии в Ивангород, 2,5 тысячи грузовых машин и еще несколько тысяч пешеходов.
Через погранпереход Нарва-Ивангород круглые сутки продолжают курсировать «челноки» и туристы. И потоки эти с каждым годом всё увеличиваются. По данным ФСБ РФ, поток граждан из России в Эстонию растет ежегодно примерно на 9%. При численности населения Ивангорода немногим более 10 тысяч жителей, через него ежедневно в соседнюю Эстонию (и обратно, естественно) переезжают от 2 до 6 тысяч человек. Простая арифметика свидетельствует, что ежедневно городское население увеличивается на 20-50 процентов. Как отметил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, уже более 11 тысяч человек получили спецразрешения на пересечение границы. Значительная часть этих лиц прибывают в Ивангород на работу – на завод по производству электропроводки для «Хёндай» корейской фирмы «Ийура корпорейшн РУС».
Глава Ивангорода Татьяна Шарова вынуждена признать, что попытка организовать «электронную очередь» закончилась, по сути, безрезультатно. Всё уперлось в конечном итоге в отсутствие отстойника для транспорта, следующего в Эстонию. А что будет, когда грузопоток через границу России с Эстонией к 2020 году вырастет примерно в 3 раза, а железнодорожный — в 3,5 раза и более? Ведь именно такой прогноз делают специалисты Минэкономразвития РФ. При этом они констатируют, что большая часть этого транспорта будет следовать через Ивангород. Значит, уже сейчас необходимо предпринимать конкретные шаги в отношении повышения качества функционирования этого пункта пропуска.
В этом плане, ещё в конце 2011 года Росграница и МВД Эстонии приступили к детализации технических и финансовых планов проекта развития пунктов пропуска Ивангород-Нарва. По заверению начальника отдела международных отношений Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации Анна Володченко, каких-либо серьёзных структурных изменений проекта «Комплексная реконструкция пунктов пропуска Ивангород (Российская Федерация) и Нарва (Эстонская Республика)» и сокращения перечня видов работ не планируются.
Как известно, предыдущее заседание международной коллегии по этой же проблеме состоялось в марте 2012 года в Ивангороде. С тех пор, по мнению участников питерской встречи, ряд положительных сдвигов в работе пропускных пунктов можно отметить. В частности, если раньше перед границей с Эстонией можно было простоять в очереди все 10 часов, то сейчас процедура контроля занимает 2-3 часа. А через Ивангород российской стороной было пропущено на 20% больше транспортных средств, по сравнению с 2011 годом.
К положительным изменениям можно отнести и сокращение параметров транспортного контроля в пунктах пропуска, и введение обязательного предварительного информирования по ввозимым на территорию России товарам. Особенно повезло погранпереходу Куничина Гора в Псковской области, так как на этом участке с российской стороны заработала система электронного бронирования времени пересечения границы, и, по некоторым отзывам, функционирует неплохо. По крайней мере, положительных откликов от автотуристов больше, нежели отрицательных. А ещё водителей беспокоит то, что систему после четырёхмесячного эксперимента точно не оставят бесплатной. Но, по идее, тогда ее должны развернуть и на двух других переходах. Может быть, в бюджетах соответствующих министерств найдутся средства на оснащение подобной системой и других пунктов пропуска? Естественно, с учётом всех недостатков, выявленных в Куничке. Народ, как выясняется, был бы не против.
Наряду с положительными моментами участники встречи не могли обратить внимание и на проблематичные вопросы. Здесь, как говорится, «отвёл душу» Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Много говорили о строительстве нового моста через Нарву. Пока эта проблема далека от разрешения, губернатор призывал хотя бы расширить существующий пропускной пункт. По его расчётам имеется возможность чуть ли не вдвое увеличить полосы движения легкового транспорта. Город испытывает острую нехватку отстойников для машин, купивших пропуск в «электронную очередь», стоянок для транспорта тех, кто пересекает границу пешком, логистического терминала для грузовиков. Все это требует не только денег, но и волевых решений Росграницы, таможни, Минтранса и других ведомств.
В ходе заседания было обращено внимание на проволочку эстонской стороны в вопросе улучшения функционирования пункта пропуска. В начале января стало известно, что проект реконструкции пограничного перехода Ивангород-Нарва откладывается на неопределенное время, поскольку Эстония не укладывается в отведенные для подготовительных работ сроки. Большую часть из 8,2 млн. евро на проект должен был выделить Евросоюз. Сейчас европейские партнеры просят Россию согласовать перенос сроков реконструкции на год — до конца 2015 года. Что касается российской стороны, то ей, мягко говоря, не очень нравится, что проект был несколько изменен, и в нем не до конца учитываются интересы российских приграничных территорий. Проще говоря, комплексное развитие Ивангорода за счет средств ЕС оказалось под угрозой срыва.
Кроме перечисленных планов по совершенствованию городской инфраструктуры, заместитель главы администрации муниципалитета Александр Цвинёв и глава Ивангорода Татьяна Шарова обратили внимание присутствовавших на то, что в городе современным условиям и требованиям государственных контрольных органов не отвечают не только пункт автомобильного перехода, но и железнодорожная станция, а также пешеходный переход. А Губернатор Ленобласти А.Дрозденко особо подчеркнул, что “данный пункт пропуска должен был быть включен в федеральную целевую программу "Госграница РФ" на 2012-2020 годы, но его исключили".
Пешеходный пункт пропуска «Парусинка» был построен еще в 1993-м году как временный, но продолжает работать в том же режиме. Границы «Парусинки» не определены, здание не стоит на балансе ни одной из организаций, а условия работы контрольных органов далеки от норм международного пункта пропуска. Все это в грустной тонации был вынужден перечислять Александр Дрозденко, уповая на сочувствие и содействие высоких чинов, собравшихся в Смольном. В то же время действия представителей Минтранса, Росграницы, таможенной службы, Северо-Западного таможенного управления и других далеко не последних лиц федерального центра и на этот раз не отличились оригинальностью. Были составлены «серьёзные» письма на имя российского премьера и властей Эстонии с просьбой предпринять конкретные шаги в решении того или иного вопроса. Стандартное решение: вернуться к этому вопросу через год и посмотреть на выполнение запланированного. А пока же в очередной раз восторжествовала прописная истина: помочь (в данном случае Ивангороду) смогут только большие деньги. Дело остаётся за малым: найти сусеки, по которым можно наскрести нужную сумму. А, может, стоит действовать по апробированному методу – с миру по нитке, бедному…погранпереход?!