Представители финно-угорского народа водь (самоназвания - ваддялайзыд, вадьякко, ваддя) считаются коренным населением Ленинградской области. Это один из древнейших народов, сохранившихся на территории современной России: он существовал уже в VII-VIII веках. При этом вожане находятся под угрозой исчезновения: их осталось лишь несколько десятков. В деревнях Лужицы и Краколье Кингисеппского района Ленобласти живут 33 представителя народа водь, в Санкт-Петербурге - 26, в Москве - 10, а еще 9 - в Эстонии.
В древности этот народ проживал к югу от финского залива, занимая земли от реки Нарова и Чудского озера на западе до Ижорской возвышенности (включительно) на востоке. Позже часть территории проживания води вошла в состав Новгородской земли как Водская (Вотская) пятина. В 1732г. на территории Российской империи насчитывалось 13 тыс. 672 вожанина.
Традиционные занятия води - пашенное земледелие, рыболовство и лесные промыслы. Этот народ в силу своего расселения испытал сильное славянское, а затем русское влияние и, в частности, принял православие. При этом до XX века у вожан сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и других животных. По этой причине русские часто называли представителей коренного населения чудью безбожной.
Самоназвание народа - этноним "ваддя" - восходит к древней форме vakja со значением "клин". Это слово могло употребляться в связи с тем, что некоторые группы прибалтийских финнов украшали одежду лоскутом ткани в виде клина или треугольника, служившего, вероятно, отличительным знаком или амулетом. При этом историк Татищев считает, что "воты - это не имя народа, ибо на их языке "здешний" или "тутошний".
В 2008г. народ водь был включен в Единый перечень коренных малочисленных районов Российской Федерации. Что касается водского языка, то в 2009г. он был внесен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся в критическом состоянии". Водский язык близок к эстонскому, ливскому и ижорскому. Два из четырех диалектов уже считаются мертвыми. В России осталось около 30 носителей водского языка. Интересно, что язык не имеет собственной письменности. В СССР для вожан был разработан алфавит на основе кириллицы, однако он не прижился, и сейчас носители чаще используют латиницу.
В настоящее время водь борется за свое выживание. Центром сохранения водской культуры становится деревня Лужицы. В 1997г. в ней был создан первый Водский музей. С 2000г. в Лужицах проводится ежегодный праздник Luutsa vakkavo - Лужицкая складчина. В 2001г. в Санкт-Петербурге было возобновлено преподавание водского языка, а через год была проведена работа по созданию водской символики - флага и герба.
Водский флаг Lippu представляет собой клинообразное белое поле с красным крестом. По его краям - два синих треугольника. Белый клин символизирует землю древних вожан, а синие треугольники - воды Чудского озера и Финского залива, которые ее омывают. Крест - символ памяти о предках. Подобные каменные кресты встречаются по всей Водской земле и в водской археологии.
В 2008г. произошел скандал вокруг плана строительства порта Усть-Луга, который предусматривал снос деревни Краколье и расширение промышленной зоны, в которой оказывалась деревня Лужицы. Выполнение этого плана подразумевало уничтожение мест компактного проживания води, что неизбежно привело бы к гибели водского языка и водской культуры. Директор по строительству компании "Усть-Луга" Николай Иевлев в ответ на протесты общественности заявлял, что "де-юре такого малого народа нет". Тем не менее деревни были сохранены.