В следующем году город Кингисепп – Ямбург отметит 630-ю годовщину своего основания. Однако, несмотря на такую древность, исторических построек в городе сохранилось не так много. Среди них – здание бывшего Ямбургского коммерческого училища, возведенное в 1908-1909 годах по проекту инженера ямбургского земства К.К. Васильева. Ныне здесь находится Кингисеппский историко-краеведческий музей. О том, чем сегодня живет музей, рассказала его заведующая Ирина Викторовна Грекова.
НОВЫЙ ИМПУЛЬС
«Мы являемся хранителями истории этого края, а также ведем активную работу по ее популяризации, – рассказала Ирина Грекова. – Направлений работы у музея много, они ориентированы на разные целевые группы. За последние годы у нас было реализовано несколько интересных проектов. Один из них был направлен на изучение современной жизни коренного населения нашей земли – води и ижоры. Это два коренных малочисленных народа, которые сегодня проживают только на территории Кингисеппского района, главным образом, в сельской местности».
Водь и ижора относятся к малочисленным финноугорским народам России. По переписи 2002 года только 73 человека признали себя водью (из них 15 человек являлись носителями родного языка, проживали в деревнях Лужицы и Краколье Кингисеппского района), а 327 человек признали себя ижорой (из них 150 человек двумя этническими группами проживали в Кингисеппском районе).
Еще в 2009 году в музее открылся «Музейно-информационный и культурный центр коренных народов Кингисеппского района». Центр проводит много разных мероприятий, конкурсов и привлекает людей самых разных профессий и занятий – художников, прикладников-ремесленников, фотографов. Ученики детских художественных школ выезжали на пленэры в места проживания води и ижоры, а затем музей делал совместные выставки работ.
«Сейчас численность води и ижоры сокращается, – отметила Ирина Грекова. – К сожалению, говорящих на этом языке с каждым годом становится все меньше. Чтобы привлечь внимание к теме, мы разработали проект, который реализовали в форме национальной воскресной школы. Это цикл занятий, посвященный истории води и ижоры, прикладному творчеству, ремеслам этих народов.
Нашей задачей было привлечь, «подтянуть» в музей этническое население – представителей води и ижор, живущих непосредственно в городе Кингисеппе. К сожалению, откликнулось не так много людей, как нам хотелось бы, но интерес тема вызвала очень большой. Перед слушателями школы выступали ведущие специалисты, занимающиеся этой темой, – директор Центра коренных народов Ленинградской области этнограф Ольга Конькова, научный сотрудник Российского Этнографического музея Людмила Королькова, краевед, публицист Константин Ульяночкин, исследователь Алексей Крюков.
Занятия в этой школе делились на два этапа – теоретические, где мы рассказывали о фондах музея, о том, что есть у нас по истории и культуре води и ижоры, и приглашали людей, которые занимаются изучением этой темы. Практические мастер¬классы давали специалисты, владеющие ремесленным мастерством. Они обучали плести пояса, вязать бересту, делать национальную куклу и т.д. Получается, что эта школа не только сформировала определенное представление об этих народах у тех, кто об этом ничего не знал, но и дала первичные умения в отношении ремесленного мастерства коренных народов. Очень интересно было прикоснуться к этой истории, тем более осознавая, что традиции утрачиваются, народ постепенно исчезает».
На осуществление проекта национальной воскресной школы музей получил финансовую поддержку от Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, победив в конкурсе «Звезда культуры». Автором проекта является старший научный сотрудник нашего музея Надежда Федоровна Гоголева. Проект работал два года и завершился в прошлом году.
ОСТРЫЙ ВОПРОС
«Не возникало ли вопроса: если водь и ижора – коренное население, то что же, получается, остальное население – некоренное?» – спросил я у Ирины Грековой.
«Мы опираемся на данные археологических и этнографических исследований, у нас в музее есть коллекция раскопок Рябинина, который изучал курганные захоронения на территории нашего края, – ответила заведующая музеем. – Не мы присвоили такой статус этим народам: они официально признаны коренным населением Ленинградской области. И этот факт принимается нами как данность. Другие народы как финноугорской группы, так и славянские, пришли на эту территорию позднее, чем водь и ижора.
Сейчас очень остро стоит вопрос о сохранении этих народов. Тема очень трепетная для нас. Рассматривались предложения об организации пространства, где возможно было бы без посягательств на территорию сохранить традиционную среду проживания этих народов.
Чтобы в какой-то степени уравновесить «национальный вопрос», в музее занимаются не только водью и ижорой, но и изучением традиций русского населения. В музее действует проект «Русский дом», в рамках которого жители города знакомятся с отечественной историей и культурой.
«Вообще же, на территории нашего города и района проживает разное этническое население, и нам бы хотелось привлечь внимание к этому факту наших сегодняшних жителей, – говорит Ирина Грекова. – К примеру, у нас большие армянская и еврейская диаспоры. Мы занимаемся регионоведением, поэтому сегодняшняя жизнь нашего края также должна быть отражена в нашем музее. Вот почему в наших стенах всегда можно найти работы наших местных художников, прикладников¬ремесленников, фотографов, коллекционеров. Мы стараемся увлечь совместной работой всех интересных людей».
Еще один проект музея – «История в лицах», в рамках которого проходят встречи с интересными людьми Кингисеппа и Кингисеппского района. «Накоплена уже огромная база данных по людям, оставившим след в современной истории города и района, – рассказала Ирина Грекова. – Основная задача музея – собрать как можно больше информации о человеке, о его семье, истории рода. Фактически это одна из форм собирательской работы: мы пытаемся сейчас собрать материал, который спустя лет пятьдесят будет очень ценным».
Нынешний год в Кингисеппе связан с несколькими юбилейными датами, мимо которых музей никак не мог пройти, – 230-летие Екатерининского собора и 50-летие градообразующего предприятия «Фосфорит». К декабрю музей готовит большую выставку по истории предприятия и его значимости для нашего города.
В МУЗЕЙ С ПЛАНШЕТОМ
Стоит напомнить, что музейное здание находится на территории археологического памятника – крепости Ям. С ней связан еще один масштабный проект, осуществляемый в музее.
«Каменная крепость Ям 1384 года сегодня сохранилась фрагментарно: частично из-под земли сегодня кое-где можно увидеть остатки каменной кладки, то есть визуально крепость никак не читается на территории, – говорит Ирина Грекова. – Мы хотим построить крепость «заново», но поскольку не можем воссоздать ее физически, в натуральную величину, то решили «возвести» ее в виртуальном пространстве. В музее будет оборудован специальный зал, где можно будет в трехмерном пространстве увидеть не только модель этой крепости, как она выглядела и менялась в разные эпохи, но и пройти по ней. Войти внутрь башни, посмотреть на крепостные постройки… Это будет настоящая прогулка по истории».
На реализацию проекта музей получил грант от Международного Банка Реконструкции и Развития. Сейчас идет активная работа над проектом. Художники рисуют несколько моделей крепости – четырехбашенную, девятибашенную и петровскую земляную бастионную.
В музее надеются, что уже к февралю следующего года первые посетители придут на эту виртуальную экскурсию. Она будет включать также богатый информационный ресурс по истории крепости, где будет портретная галерея исторических личностей, имеющих отношение к крепости. Там же будет и отдельный детский блок – игры по обороне, защите крепости.
Виртуальная прогулка по крепости Ям станет лишь частью внедрения в музее новых технологий. В рамках этого проекта будет использована технология «дополненной реальности», она разместится по всем экспозиционным залам. В музей можно будет прийти со своим мобильным телефоном, планшетом либо взять это устройство напрокат и наряду с обычной традиционной экспозицией получить дополнительную информацию об экспонатах.
«Мы очень постарались, чтобы она не дублировала тот визуальный ряд, который уже представлен, а интересно его дополняла, – поясняет Ирина Грекова. – Проблема и в том, что в музее очень долго не обновлялись экспозиции. Скромное финансирование государственных учреждений не позволяет нам оперативно перестраивать экспозиционные площади в соответствии с новыми требованиями.
Между тем запросы посетителей в связи с развитием информационных систем очень быстро растут. Современный посетитель смотрит на музейный экспонат совсем по-другому, нежели прежде. Ему уже хочется не только посмотреть, как он выглядит в витрине, а увидеть, как он реально использовался, а в идеале и самому попробовать, взять в руки, ощутить вес, размер и както поработать с этим предметом».
НА ГАНЗЕЙСКОМ МАРШРУТЕ
Как подчеркнула заведующая музеем, за последние три года за счет новых проектов, за счет активности работы сотрудников (в музее 14 человек, в том числе 2 научных сотрудника, 2 специалиста фондового отдела и 3 смотрителя) количество посетителей растет каждый год. В этом году вырос поток транзитных туристов, следующих по маршруту «Крепости Ингерманландии».
Еще больше туристов пройдет через музей, когда заработает международный проект «Виа Ганзеатика», в котором участвует город Кингисепп. Это единый туристический маршрут, в основе которого – исторический торговый ганзейский путь. «Виа Ганзеатика» соединит Петербург, Нарву-Ивангород, Тарту, Валгу, Валмиеру и Сигулду. Разрабатывает и координирует проект эстонская сторона.
«Это будет целый комплекс туристических объектов, которые можно будет посмотреть тем, кто путешествует самостоятельно, – рассказала Ирина Грекова. – Объектами «Виа Ганзеатика» в России являются все исторические объекты в радиусе 50 км от автомобильной трассы Петербург – Нарва (Е20). По всему маршруту будут расставлены информационные указатели, сделана современная навигация. Все рассчитано на использование современных мобильных устройств. При этом все объекты должны будут соответствовать
определенному уровню сервиса.
В рамках проекта предусмотрены средства на развитие территорий. За счет этого проекта возле музея появится смотровая площадка, которая даст возможность посмотреть на красивый изгиб реки Луги и увидеть место, где предположительно была переправа, по которой пролегал ганзейский путь.
Проект сейчас очень активно реализуется. Часть маршрута за пределами России – на территории Эстонии и Латвии – уже готова. На этот год нашей стороне предстоит сформировать свой пакет услуг, включая места осмотра, отдыха, питания, указатели, гостиницы, которые мы будем предлагать туристам, следующим по автомобильной трассе. С российской стороны задействованы Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы».