Всемирная Сеть – штука, вне всякого сомнения, полезная. Но и очень своеобразная. Там совершенно отдельные от «реального» мира способы поиска информации, общения, передачи данных. Касается это и грамматики тех языков, которые используют для реализации своих потребностей в Интернете люди.
С одной стороны, налицо негативные тенденции влияния на общий уровень грамотности со стороны Интернета, который сегодня распространён едва ли не по всему земному шару. Здесь всё зачастую решает скорость подачи и обмена информацией, а потому неудивительно, что люди порой пренебрегают знаками препинания или даже целыми частями слов для достижения нужного им результата в наиболее короткий срок.
Что из этого выходит? В любом языке, включая русский, появляются весьма своеобразные словоформы, не имеющие с литературным языком ничего общего. Всем же известны такие «дети Интернета», как «прив», «чо», «сёдня», «спс» и т.д.? Разумеется, распространение подобного рода языковых элементов не красит язык. Больше того, если быть предельно объективным, то оно язык разрушает.
Однако есть и другая сторона медали в этом вопросе. Здесь, очевидно, важно разделять общий уровень грамотности населения и использование упрощённой грамматики в Интернете. Более того, необходимо правильно определить последовательность влияния одного из этих факторов на другой.
Нужно признать, что это, вероятно, процесс взаимного проникновения одного указанного элемента в другой. С одной стороны, это очень опасно и чревато губительными последствиями для общего уровня грамотности населения. С другой – в этом далеко не всегда заключается реальная опасность.
Если человек обладает достаточным уровнем грамотности, его никоим образом не сможет сбить с толку нелитературный стиль, который в Интернете использует собеседник. В данном случае переживать совершенно не о чем. Более того, грамотный человек (всё из тех же соображений экономии времени) может и сам временами использовать сокращение в словах, пропускать кое-где знаки препинания и т.д. Это, впрочем, касается исключительно личной переписки и поисковых запросов, в публичном пространстве подобное третирование грамматики недопустимо.
Опасность же упрощения грамматики в Интернете касается, в первую очередь, детей, потому как они, ввиду незавершённости образования, не всегда могут с уверенностью определить, правильно ли собеседник написал то или иное слово и правильно ли он(она) расставил(а) запятые. Конечно, школьник-пользователь Сети всегда может зайти на ресурсы вроде «Грамоты.ру» и проверить правильность написания, но будем объективны, этого практически никто не делает. А опасность, меж тем, подстерегает почти на каждом шагу.
Какие же из всего этого следуют выводы. Иными словами, что со всей этой противоречивой ситуацией делать?
Прежде всего, стоит в сотый раз повторить, что пренебрегать грамотностью речи не стоит никогда. Не думаю, что надо делать трагедию из искусственных упрощений грамматики в личной переписке, но во всех остальных аспектах пользования Интернетом это неприемлемо. Полагаю, что надо ограничить упрощение грамматики в Сети максимум до использования сокращённых форм слов, которые уже были приведены выше. В остальном, нет ничего трудного или долгого по времени, чтобы использовать вполне литературную грамматику и в Интернете. В конце концов, язык нужно беречь, в нём и так немало примесей, не стоит своими руками до конца разрушать это тысячелетнее творение нашей (да и мировой в целом) культуры.