Утро 9 мая. Мемориал «Роща Пятисот». Пока немноголюдно. Реконструкция мемориального комплекса еще не завершена, но все уже выглядит достаточно ухоженно: заменено покрытие на дорожках, предполагается дополнительное освещение. Одним словом - красота!
На центральном мемориале с самого утра уже лежат свежие гвоздики. Периодически подходят семьи и после возложения цветов, сделав контрольный снимок для соцсетей, поспешно удаляются.
Рядом с памятником «Алеша» стоит Петр Николаевич Воробьев, он узник концлагеря. Ему 80 лет.
Спрашиваю:
«Петр Николаевич, вы в группе риска! Почему вы все равно пришли сюда?»
«Мне коронавирус не так страшен, как то, что я уже пережил», – чуть щурясь на солнце, сообщает он, - как-то все равно надо было прийти. Дело святое».
В 1942 году его семью из Кривска Псковской губернии увезли в Германию. Они вместе с мамой, бабушкой, старшей сестрой и братом попали в концлагерь Маутхаузен-Гузен на западе Германии.
«Всю деревню забрали, - со слезами на глазах рассказывает Петр Николаевич, - а отец воевал и дошел до Берлина».
- А что за ордена у вас на груди?
- Это не ордена. Не воевал. Это юбилейные медали, - Петр Николаевич берет одну из них в руку и продолжает, - вот эта на 75-летие.
«В контрационном лагере жили в бараках. Отношение было жуткое. Скотское, можно сказать. Взрослые трудились в полях на сельском хозяйстве, а у нас, маленьких, кровь брали для немецких солдат. У взрослых боялись брать, - глядя потемневшим взглядом в неведомое мне прошлое, рассказывает Петр Николаевич, - у детей кровь более чистая».
Про окончание войны узник концлагеря помнит не многое - только то, что рассказывала ему мать.
«Нас американцы освобождали, сказали, «поедемте к нам в Америку» - родители наотрез отказались. Только на родину, - говорит Петр Николаевич, - родина есть родина! Её никогда нельзя предавать».
ДЛЯ СПРАВКИ:
5 мая 1945 года на территорию лагеря Маутхаузен-Гузен вошли американские разведчики.
- Как к вам относились американцы?
«Относились хорошо. Кормили, как говорится, на убой. Потому что в лагере, где мы на сельхоз работах трудились, только свекла и капуста были. С них разве наешься?»
- Как вы считаете, что мы все должны сделать, чтобы подобное не повторилось?
«Сейчас многие забывают об ужасах войны, но этого нельзя допустить! Чтобы такого больше никогда не повторялось - память о тех злодеяниях должна жить вечно! Из поколения в поколение. В каждом человеке».
Материал подготовил:
Валентин Соколов
Читайте также: