Марк - мастер с большой буквы, в жизни весьма скромный и рассудительный - живет здесь, в Ивангороде, среди нас. Для меня, как журналиста, видавшего в этом городке разных людей – простых и сложных, откровенных обывателей, обожающих посудачить и дать оценку всем и вся, и редких настоящих, любящих свое дело мастеров.
Совершенно случайно, для фотовыставки понадобился плотник - порекомендовали Марка. Уже через неделю стойки для фотографий были готовы.
Наша выставка прошла скромно, но она состоялась, а главное – Марк оказался верен своему слову. Без его участия в нашем социальном проекте все могло бы провалиться. Захотелось увидеть, чем живет этот мастеровой человек. Оказалось, что это разносторонний, разбирающийся в технологиях и направлениях искусства человек. Вот уж, по-настоящему, открытие для городка на отшибе.
Работает Марк с небольшой группой таких же, как он, мастеровых в скромной мастерской на Льноджутовой фабрике, на Парусинке. Было непривычно и удивительно видеть, как в стесненных аскетичных условиях создаются красивые и уникальные изделия. Мебель на любой вкус и размах.
Тут тебе и резная мебель на кухню, и красивые шкафы на резных ножках для ванной, и отреставрированная мебель в стиле «барокко», то есть под старину.
«Сегодня люди платят за индивидуальность. Каждый хочет видеть что-то только «своё» неповторимое. Моя задача – услышать пожелания заказчика и предложить ему какие-либо детали, которые преобразят или, наоборот, «состарят» мебель, придав ей неповторимость и уникальность в стиле «рустикал». Главное здесь – не переборщить. Важно чувствовать эту «золотую середину», – рассказывает Марк.
За два часа общения с этим человеком я узнала о сырье и технологиях производства мебели гораздо больше. «Ель, береза, акация, липа, клен и даже полено с сучьями – отличный материал», – шутит мастер. В своей работе он предпочитает не торопиться, действует по принципу: семь раз отмерь – один отрежь. Дизайн также разрабатывает сам, читает много специальной литературы, а еще с благодарностью вспоминает московских «учителей» - мастеров по дереву.
«Вот где была хорошая практика», – рассказывает Марк. «Многое после практики в «московской школе» применяю сейчас. Московские мастера научили меня работать с самым разным материалом. Ведь у каждого сорта дерева… и даже у фанеры есть что-то свое уникальное, свой срез, рисунок, прочность или, наоборот, податливость. Важно видеть в любом материале красоту, которая есть – ее нужно разглядеть и «вытащить».
Был такой эпизод из практики плотника-умельца. Важные заказчики никак не могли подобрать ручки к кухонному гарнитуру, уже заказали специально из Германии из камня, но подобрали, смотрят – не то. Тогда пригласили мастера: Марк посмотрел на ящики, огляделся вокруг … и вдруг увидел валявшуюся на столе пробку от шампанского. Присоединил как ручку – у хозяев восторг, смотрелось необычно, но вписывалось в облик кухонной мебели. Такие рациональные идеи Марк генерирует после того, как присмотрится к форме, материалу будущей мебели и, конечно, по вдохновению.
«И вот я начинаю уже с неподдельным интересом рассматривать рисунок на древесине и сравнивать, что было до, и что стало после. В технологии изготовления красивой, редкой мебели присутствует неизменное трио – натуральный материал, итальянский лак и талантливые руки мастера, ну иногда, по желанию заказчика добавляется немецкая фурнитура», – рассказывает Марк.
А начинал Марк с художественного ремесленного училища в Санкт-Петербурге, где получил прекрасные навыки и знания на реставрационном факультете. Первой практикой были две недели в Эрмитаже, где реставрировали художественный паркет.
С детства его стремление сделать что-то своими руками было непреодолимо – он хотел создавать. Сегодня, будучи опытным мастером по дереву, он продолжает учиться и осваивать в своем непростом ремесле новые методы и технологии.
«Применяю то, что улучшает «породу» мебели», – шутит Марк. «Каждое изделие я лелею и создаю, потом жалко расставаться. И это не шутка – вкладываю частицу души в каждую работу», – говорит мастер.
В числе заказчиков были самые разные люди: в основном, из местных, были и из Питера, и даже известные олигархи.
Как-то Ходорковский, еще в 90-х в Москве, сделал заказ – отреставрировать лестницу, обещал заплатить 1000 долларов, да так и не заплатил. Потом, были еще более лихие 90-е: наезды УБЭП, налоговиков, бандиты – чего только не было.
«Поднимать малый бизнес в ту пору было непросто – чудом выжили», - рассказывает Марк.
«Теперь вот только вкус в деле почувствовал, и бизнес немного ожил. В своем деле предпочитаю только качественный подход с хорошим художественным видением», – рассказывает Марк.
А еще, такой разносторонний умелец наладил выпуск садовых беседок из переплетенных деревянных пластин и планирует создавать новые лестницы. Но это пока в планах.
Действительно, после общения с таким человеком становится как-то радостно и тепло на душе от того, что есть еще люди, которые могут создавать, а не разрушать, и нести нам всем красоту и мастерство. Уж так не хватает этого сегодня – в век потребления и ширпотреба.
Не знаю как Вы, а я кое-чему научилась. Настоящее от подделки отличить точно смогу.
Материал подготовила: Юлия Королькова
для КИНГИСЕПП-СЕГОДНЯ.РФ
Читайте также: